"Наш инструмент – лишь усиление того, что мы слышим", — сказал однажды выдающийся джазовый альт-саксофонист, композитор, один из родоначальников стиля Cool, успешный би-бопер и авангардист – Ли Кониц (Lee Konitz). Ли появился на свет 13 октября 1927 года в Чикаго (штат Иллинойс) в семье русско-еврейских эмигрантов и начал импровизировать ещё до того, как успел заучить какие-либо джазовые стандарты. Его уникальный слух позволил ему охватить практически всю палитру джазовых стилей, не потеряв при этом своей яркой самобытности, выражающейся в какой-то первобытной спонтанности, подкреплённой интуитивным чутьём того, как и что именно нужно "усилить" в определённый момент. И в результате он стал обладателем, пожалуй, самого узнаваемого звучания из всех альт-саксофонистов, не считая, разумеется, Джонни Ходжеса и Чарли Паркера.
Кстати, что касается Паркера – он был только рад, что Кониц стал едва ли не единственным альт-саксофонистом, не превратившимся в его "двоюродного брата"-подражателя – музыканты стали хорошими друзьями, но никак не соперниками, как многие считали. Когда в 1940-е годы "Птица" стремительным полётом ворвался в джаз – Ли предпочёл идти своим путём и играть в собственном стиле, который стал весьма заразителен, ведь среди тех, кто испытал на себе сильное влияние его музыки, впоследствии оказались такие музыканты, как Пол Дезмонд и Арт Пеппер.
Вот, как рассказывал о своём "голосе" сам музыкант в интервью с Молли Мёрфи для "Национального фонда искусств":
ММ: "Многие говорят, что Вы единственный альт-саксофонист, не пытающийся копировать манеру Чарли Паркера".
LK: "Это правда. Вы знаете, я на самом деле изучал его музыку, много музыки. Но это не моё. Когда я впервые услышал её, для меня этого было слишком много, чтобы даже просто получать удовольствие. Я только мог восхищаться, а слушать мне нравилось Джонни Ходжеса или кого-нибудь ещё в этом роде".
ММ: "А что касается формирования вашего звука — был ли это целенаправленный процесс? Или это, как говорится, отражение того, кто Вы есть? "
LK: "Я учился у педагогов тренировать необходимую мускулатуру, и в соответствии с физической подготовкой у меня получался особый звук. Но я никогда не был музыкантом, который, как это называется, "жжёт". Я старался играть с той энергетикой, которую чувствовал, но никогда не пытался её как-то использовать".
По-видимому, аналогичным чутьём Ли руководствовался и в выборе своего любимого инструмента: в восьмилетнем возрасте, едва услышав по радио игру "короля свинга" – Бенни Гудмана – он упросил родителей подарить ему кларнет. Затем, поняв, что будущему оркестранту просто необходимо освоить ещё и саксофон, получил в подарок и этот инструмент. "Голос" тенор-саксофона понравился ему гораздо больше, но третьим, и самым любимым из всех, стал для него альт-саксофон – инструмент, который Ли открыл для себя уже после того, как получил образование в колледже Рузвельта и в 18 лет "провалил" (как он считал) свою карьеру, заменив собой Чарли Вентуру в группе Тедди Пауэлла.
В девятнадцать он повстречал выдающегося пианиста и наставника – Ленни Тристано, который оказал огромное влияние на его исполнительскую концепцию и подход к импровизации: как и у многих других учеников Тристано, импровизации Ли насыщены длинными мелодическими линиями с характерным ритмическим рисунком. Однако по-настоящему внимание к таланту Ли впервые было приковано в 1947-м, после нескольких соло в оркестре Клода Торнхилла. Именно у Торнхилла Ли познакомился с Гилом Эвансом, который "доставил" его прямиком в нонет Майлса Дэвиса, и в 1949-50 годах оказался в числе энтузиастов, ответственных за рождение нового стиля вместе с альбомом "Вirth of the Cool".
В 1949-м Ленни Тристано пригласил Ли для записи ещё одного известного альбома – "Интуиция" – того самого, который на целое десятилетие предвосхитил рождение фри-джаза и привел в восхищение музыкантов и критиков. "Постепенно абстрактные, полные блеска и мерцания линии альт-саксофона Коница стали более певучими, мягкими и конкретными", – писал о Конице Йоахим Эрнст Берендт. А тем временем Кониц, работая у Майлса, в группе Джерри Маллигэна и с Ленни Тристано, – отказался от сотрудничества с Бенни Гудманом и объявил себя истинным представителем стиля Cool.
В том же 1949-м он запустил свою сольную карьеру, начав с альбома "Subconscious-Lee", вышедшего на лейбле "Prestige". И с тех пор записал по меньшей мере 120 сольных альбомов, несмотря на то что всегда ощущал себя аккомпаниатором. Вот как он рассказывал об этом в одном из интервью: "Я всегда себя чувствовал сайдменом. Потому что у меня никогда не было собственной группы, которая продержалась бы хоть какой-то период времени. Я просто зову музыкантов и спрашиваю: "Вы свободны 23-го августа?", – ну или что-то вроде того. И вот я стою на сцене, а за мной ритм-секция, хотя я бы предпочел стоять позади неё, но многие считают, что это не очень хорошо смотрится. Я принимаю на себя ответственность быть тем, кто даёт музыкантам работу, и, надеюсь, имею возможность делиться знаниями о духе музыки".
К счастью, своим чувством юмора, как и замечательной музыкой, Ли имеет возможность делиться и по сей день. Но в его словах, как и в любой шутке, есть доля правды. Причиной тому является ещё одна уникальная черта его личности: Кониц любит разного рода эксперименты! Он одинаково хорошо, и каждый раз – неповторимо гармонично, чувствовал себя с музыкантами разных стилей и направлений. В 1950-х годах он играл с Джерри Маллигэном и Четом Бэйкером, записывался и гастролировал со Стэном Кентоном. В начале 1960-х частично отстранился от музыкального бизнеса, сосредоточившись на преподавательской работе, но продолжил развивать свой уникальный звук, иногда работая с молодыми музыкантами, такими, например, как Пол Блэй и Чарли Хэйден.
В его поистине уникальном музыкальном зодчестве есть красивейшая серия дуэтов – "The Lee Konitz Duets" (vk.com/wall-43416763_4686 и vk.com/public43416763?w=wall-43416763_12620), записанных с десятью "дуэлянтами", среди которых оказались такие музыканты, как Элвин Джонс, Джим Холл, Эдди Гомес, саксофонист Джо Хендерсен и клапанный тромбонист Маршалл Браун. Пластинку записали в 1967-м году – она была задумана как калейдоскоп истории джаза, начиная с пьесы "Struttin' With Some Barbecue" Луи Армстронга, и содержит весьма нестандартные баталии: к примеру, здесь можно услышать такое сочетание, как тромбон – саксофон, или просто два саксофона.
Более поздние эксперименты саксофониста богаты записями и со струнным квартетом (музыка французских импрессионистов XX века), и с португальским оркестром "Orquestra Jazz de Matosinhos", и с биг-бэндом "Mark Masters Ensemble" ("One Day with Lee"), а кроме того, несколькими альбомами фри-джазового и авангардного направления в составах с молодыми музыкантами нового поколения.
Удивительный, неутомимый Ли Кониц, которому сегодня исполняется 89 лет, продолжает записываться и разъезжать с концертами по всему миру. В 2009-м году, теперь уже обладатель звания "Jazz Master" от Национального фонда искусств, он выпустил новую запись своего живого выступления в составе трио с Брэдом Мэлдо и Чарли Хейденом, двумя годами позднее – ещё одну, в том же, но расширенном, составе с барабанщиком Paul Motian. В августе 2012-го он собрал очередной аншлаг на выступлении в клубе "Blue Note" с такими музыкантами, как Билл Фризелл, Гари Пикок и Joey Baron. А совсем недавно – в июле 2014 года – был записан его самый свежий альбом, "First Meeting: Live in London" (Volume 1), который уже успел получить высокие оценки критиков и поклонников его творчества.
И напоследок очень хочется в очередной раз процитировать Ли: "Должен поблагодарить вас всех, – слегка шокировал маэстро слушателей в конце своего выступления на джазовом фестивале в Пори (Финляндия), – ...у всех вас просто отменный вкус, ведь вы досидели до самого конца!"
Ещё больше интересной информации о Ли Конице – в эссе Жени Гимера: vk.com/wall-43416763_35.
http://www.youtube.com/watch?v=YeDAVMFhqQo
http://www.youtube.com/watch?v=aJTUi-OAxT4
Екатерина Селянинова
#LeeKonitz #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzSax #CoolJazz #13OctoberJazz